Корпус 20 воздухораспределительного клапана (рис. 9) тормозов прицепа герметично закрыт верхней 9 и нижней 23 крышками, соединяемыми посредством шпилек 10, один конец которых ввернут во фланцы нижней крышки.
Рис. 9. Воздухораспределительный клапан:
1-отверстие для соединения с воздушным баллоном; 2-седло обратного клапана; 3,24-обратные клапаны; 4,26,27-пружнны; 5-отверстие; 6-дроссельное отверстие; 7-пружина; 8-манжет; 9-верхняя крышка; 10-шпилька; 11,13 -гайки; 12-управляющий поршень; 14,15-уплотннтельные кольца; 16-шток; 17-стопорное кольцо; 18-поршень следящего механизма; 19-разгруженный клапан; 20-корпус; 21-воздушный баллон; 22-тормозные камеры; 23-нижняя крышка; 25-отверстие для выхода воздуха в атмосферу
Детали воздухораспределительного клапана соединены таким образом, что образуют четыре полости — А, Б, В и Г, которые сообщаются: А — с соединительной магистралью тягача при использовании в однопроводной схеме или с питающей магистралью в двухпроводной схеме привода тормозов прицепа; Б — с воздушными баллонами прицепа через две бобышки в корпусе; В — с тормозными камерами прицепа через три бобышки в нижней крышке; Г — с магистралью управления при использовании в двухпроводной схеме через одну бобышку в верхней крышке, которая закрывается резиновым сапуном и снабжена встроенным сетчатым фильтром, предохраняющим эту полость от попадания пыли в случае подсоединения воздухораспределителя по однопроводной схеме привода.
Между бобышками нижней крышки в углублении установлен сетчатый фильтр и обратный клапан 24, которые предохраняют полости воздухораспределительного клапана от попадания пыли и грязи через выпускное отверстие 25. Установка обратного клапана 24 делает возможной работу воздухораспределителя и при преодолении водных препятствий.
Управляющий поршень 12 и следящий поршень 18, находящиеся по обе стороны перегородки корпуса, жестко связаны со штоком с помощью гайки 13 и стопорного кольца 17, образуя с ним следящий механизм. Уплотнение между поршнями и корпусом достигается применением резиновых манжетов 8, установленных на поршнях. Уплотнение между поршнем 12 и штоком обеспечивается уплотняющим кольцом и шайбой. Внутри следящего поршня расположен разгруженный клапан 19, поджимаемый пружиной 26. Уплотнение между клапаном и штоком обеспечивается резиновым манжетом, установленным в клапане.
Основание клапана, взаимодействующее при работе с седлом поршня 18 и седлом нижней крышки 23, обрезинено. Пружина 27 в отторможенном состоянии перемещает систему жестко связанных между собой поршней (следящий механизм) вверх. В одной из бобышек корпуса размещен «стабилизатор», посредством которого в отторможенном состоянии соединительная магистраль связана с воздушными баллонами прицепа через обратный клапан 3 и дроссельное отверстие 6.
Рис. 8. Схема пневматического привода тормозов
Работает пневматический привод тормозов следующим образом. При работе по однопроводной схеме привода сжатый воздух через соединительную головку В (см. рис. 8) из соединительной магистрали поступает в полость А (см. рис. 9) воздухораспределительного клапана и одновременно, огибая лепестки обратного клапана 3, опирающегося на седло 2, через отверстие 1 поступает в воздушные баллоны 21 прицепа. Из воздушного баллона прицепа воздух подводится в полость Б воздухораспределителя.
Разгруженный клапан 19 давлением сжатого воздуха и пружиной 26 прижимается к седлу поршня 18, разобщая полости Б и В. При этом полость В тормозных камер через отверстие 25 в нижней крышке и обратный клапан 24 сообщается с атмосферой.
Полости А и Б соединены между собой дроссельным отверстием 6, обеспечивающим при плавных изменениях давления в соединительной магистрали, обусловленных колебаниями давлений в воздушных баллонах тягача, выравнивание давления в соединительной магистрали (полость А) с давлением в воздушных баллонах прицепа (полость Б). Это обстоятельство позволяет исключить подтормаживание прицепа.
Усилие пружины 4 и площадь обратного клапана 3 подобраны таким образом, что закрытие отверстия 5 клапаном происходит при создании на обратном клапане перепада 0,15—0,25 кгс/см2, что соответствует при дроссельном отверстии 6 (диаметром 2 мм) падению давления в соединительной магистрали с интенсивностью 1 кгс/см2 за 40 с.
Даже при очень слабом нажатии на тормозную педаль давление сжатого воздуха в соединительной магистрали падает с интенсивностью, обеспечивающей закрытие обратного клапана, т. е. «стабилизатор» совершенно не сказывается на динамике срабатывания привода тормозов.
Итак, при нажатии на тормозную педаль давление воздуха в соединительной магистрали (полость А) падает. Обратный клапан 3, преодолевая усилие пружины 4, закрывает отверстие 5 и тем самым разобщает полости А и Б. Происходит нарушение равновесия сил, действующих на поршневую группу, и следящий механизм под действием избыточной силы со стороны полости Б перемещается вниз. Перемещаясь вместе со следящим механизмом, разгруженный клапан 19 вначале садится на седло нижней крышки 23, разобщая полость В тормозных камер с атмосферой. При увеличении разности величины давления в полостях Б и А разгруженный клапан 19 отходит от седла поршня 18 и через образовавшийся зазор между седлом поршня и клапаном сжатый воздух из воздушных баллонов прицепа (полость Б) поступает в тормозные камеры прицепа (полость В).
Повышение давления в полости В будет происходить до тех пор, пока не уравновесится система сил, действующих на поршневую группу; после чего разгруженный клапан садится на седло в поршне 18, не отрываясь при этом от седла в крышке 23. Таким образом, следящим действием воздухораспределителя обеспечивается определенное соотношение между давлениями в полостях А и Б.
При оттормаживании давление в соединительной магистрали (полость А) повышается и следящий механизм перемещается вверх, отрывая разгруженный клапан 19 от седла крышки 23 корпуса При этом воздух из тормозных камер (полость В) через отверстие 25 выходит наружу.
При работе воздухораспределительного клапана в двухпроводной системе привода тормозов прицепа к полости А подводится питающая магистраль через соединительную головку В (см. рис. 8). При этом воздух пополняет воздушные баллоны прицепа и полость Б (см. рис. 9) воздухораспределителя в таком же порядке, как и при однопроводном приводе; При торможении сжатый воздух поступает из магистрали управления через соединительную головку Г (см. рис. 8) в полость Г (см. рис. 9) воздухораспределительного клапана и следящий механизм перемещается вниз Наполнение тормозных камер происходит так же, как и при работе в однопроводной схеме привода. Однако в отличие от одно-проводной схемы привода сжатый воздух при торможении продолжает поступать из питающей магистрали в воздушные баллоны прицепа, что повышает надежность и эффективность тормозной системы.
При оттормаживании давление в магистрали управления и в полости Г падает. Принцип работы воздухораспределителя при этом аналогичен работе его в однопроводной схеме привода.
Положительным моментом в новом воздухораспределительном клапане является и то, что воздушный баллон наполняется, минуя полости воздухораспределителя, по одному трубопроводу, а из воздушного баллона уже охлажденный воздух подается к воздухораспределителю по другому трубопроводу. Это позволяет уменьшить выпадание конденсата в полостях воздухораспределителя и исключить замерзание его зимой.
Устройство тормозов
Колесные тормоза
Тормозные камеры
Разжимной кулак
Привод тормозов
Воздухораспределительный клапан
Кран ручного управления тормозами
Разобщительный кран
Соединительные головки
Стояночный тормоз
Воздушные баллоны
Техобслуживание тормозов
Неисправности и способы устранения
Номинальные и допустимые без ремонта размеры деталей
Номинальные и ремонтные размеры барабанов и колодок
ТО-2 тормозов
Регулировка колёсных тормозов
Уход за приводом тормозов
Проверка воздухораспределительного клапана
Регулировка стояночного тормоза
Ремонт тормозов
Ремонт разжимного кулака
Ремонт суппорта
Ремонт тормозных барабанов
Ремонт колодок
Ремонт регулировочного рычага
Ремонт тормозных камер
Ремонт воздухораспределительного клапана