Проверка воздухораспределительного клапана МАЗ-5207В
Основными неисправностями воздухораспределительного клапана (см. рис.36) могут быть утечки воздуха, повреждение манжета и уплотнений клапанов, усадка пружин клапанов, а также износ втулок стержня. Для устранения указанных неисправностей необходимо клапан снять с прицепа, разобрать и заменить негодные детали новыми. Разборка воздухораспределительного клапана не вызывает каких-либо затруднений.
Рис. 36. Воздухораспределительный клапан
При проверке технического состояния деталей воздухораспределительного клапана необходимо иметь в виду следующее:
- все негодные резиновые уплотнения заменяются новыми;
- пружина 7 чашки уплотнительного кольца в свободном состоянии должна иметь размер 42±0,5 мм, а под нагрузкой 0,9-1,4 кгс-32 мм. Пружина 11 седла выпускного клапана должна иметь размер в свободном состоянии 30±0,5 мм, а под нагрузкой 8,5-12 кгс-20 мм;
- износ бронзовой втулки верхней крышки клапана допускается до диаметра 8,2 мм, а втулки нижней крышки клапана до 6,15 мм;
- при разрывах манжета клапана его необходимо заменить новым.
Перед сборкой клапана все обработанные неокрашенные поверхности деталей, не соприкасающиеся с резиновыми деталями, следует смазать тонким слоем технического вазелина. При сборке клапана необходимо выдержать контрольный размер между корпусом клапана и выпускным клапаном 2,9±0,5 мм. Указанный размер проверяется на комплекте: корпус клапана со штоком и клапанами в сборе (рис.38).
Рис. 38. Проверка контрольного размера при сборке воздухораспределительного клапана
Для проверки контрольного размера необходимо верхний торец штока 1 упереть в поверхность стола и нажать на корпус клапана. При этом резиновое кольцо впускного клапана 2 должно быть плотно прижато к его седлу. Затем, положив линейку на нижнюю поверхность выпускного клапана, замерить зазор между линейкой и торцом клапана.
После сборки воздухораспределительный клапан проверить на работоспособность в следующей последовательности:
- ввернуть в отверстие IV (см. рис.36) клапана пробку с манометром, подвести к каналу 1 воздух под давлением 1,5-2 кгс/см2 и через канал II наполнить воздушный баллон объемом 23 л воздухом до давления не менее 1,5 кгс/см2;
- сообщить канал I с атмосферой, при этом воздух должен поступить к канал у III, что регистрируется отклонением стрелки манометра (затормаживание). Клапан должен срабатывать (затормаживать) при разности давления в воздушном баллоне и подводящем трубопроводе 0,5-0,8 кгс/см2;
- подвести к каналу I воздух под давлением 1,5-2,0 кгс/см2, при этом воздух от канала IV должен выйти в атмосферу через канал III (оттормаживание). Падение давления в канале IV регистрируется положением стрелки манометра, установленного в канале IV на нуль;
- в такой же последовательности проверить работу клапана при давлении воздуха в подводящем трубопроводе 5,5 кгс/см2. Давление в воздушном баллоне объемом 23 л должно быть не менее 5 кгс/см2, а время его заполнения до указанного давления не должно превышать 20 с.
Проверить клапан на герметичность, для чего:
- соединить каналы I и II клапана с воздушным баллоном объемом 23 л, имеющим воздух под давлением 5,5 кгс/см2, а канал IV соединить с атмосферой. Падение давления воздуха в воздушном баллоне не должно превышать 0,5 кгс/см2 за 4 мин;
- канал IV закрыть пробкой, канал I соединить с атмосферой, а канал II соединить с воздушным баллоном объемом 23 л, имеющим воздух под давлением 5,5 кгс/см2. Падение давления воздуха в баллоне не должно превышать 1 кгс/см2 за 2,5 мин.
Проверка воздухораспределительного клапана МАЗ-5207В