Работает пневматический привод тормозов следующим образом (рис.37).
Когда тормозная педаль не нажата (см. рис.37), клапан 5 тормозного крана тягача открыт и сжатый воздух от компрессора 1 тягача поступает в воздушный баллон 20 тягача, а затем через верхний цилиндр 4 крана, гибкий шланг, соединительную головку 6, воздухопровод и кран 7 ручного оттормаживания в верхнюю полость 8 воздухораспределительного клапана. При этом сжатый воздух давит на поршень 4 (см. рис.36) со штоком, перемещает его вниз и, отжимая края манжет 9 (см. рис.37) поршня от внутренних стенок верхней крышки, проникает в среднюю полость 11 и далее в воздушный баллон 12 прицепа.
Рис. 37. Схема работы пневматического тормозного привода
Протекание воздуха будет происходить до тех пор, пока давление в воздушном баллоне прицепа не станет одинаковым с давлением в соединительной магистрали. Таким образом происходит зарядка воздушного баллона прицепа. При нижнем положении, поршня впускной клапан 10 закрыт, а выпускной клапан 15 открыт, и тормозные камеры 13 прицепа через воздухораспределительный клапан соединены с атмосферой.
При нажатии на тормозную педаль рычаг 2 перемещается и клапан 5 тормозного крана тягача закрывается, а клапан 18 открывается и сжатый воздух от компрессора поступает через нижний цилиндр 19 крана в тормозные камеры колес тягача. Верхняя полость 8 через тормозной кран сообщается с атмосферой, и, следовательно, давление в этой полости падает. При этом сжатый воздух из воздушного баллона прицепа давит на поршень со стороны полости 11 и разжимает края манжет поршня, заставляя их плотно прилегать к внутренним стенкам крышки. Вследствие того что давление воздуха в полости 11 больше, чем в полости 8, поршень вместе со штоком поднимается вверх, открывая при этом впускной клапан 10 и закрывая выпускной клапан 15. В результате этого перемещения клапанов сжатый воздух из воздушного баллона прицепа через кольцевой канал 14 поступает в нижнюю полость 16 клапана и далее к тормозным камерам 13 прицепа, где отжимает диафрагму и перемещает шток, который через рычаг поворачивает разжимный кулак, раздвигающий колодки тормоза, прижимая их к тормозным барабанам.
При снятии усилия с тормозной педали открывается клапан 5 крана и давление воздуха в верхней полости 8 воздухораспределительного клапана возрастает до нормального. Но так как воздух из баллона прицепа к этому времени уже частично израсходован, то давление в средней полости 11 оказывается более низким, чем в верхней, вследствие чего поршень клапана перемещается вниз, закрывая впускной клапан 10, соединяющий среднюю и нижнюю полости, и открывая выпускной клапан 15, соединяющий нижнюю полость с атмосферой.
После опускания поршня клапана воздух из верхней полости, отжимая края манжета, проходит в среднюю полость, уравнивая давление между полостями и создавая в воздушном баллоне прицепа нормальное рабочее давление.
После открытия выпускного клапана 15 воздух из тормозных камер 13 выходит в атмосферу и диафрагма со штоком камеры под давлением пружины возвращается в начальное положение. При этом разжимный кулак под действием стяжных пружин колодок также возвращается в начальное положение, освобождая колодки от соприкосновения с тормозными барабанами.
При торможении тягача стояночным тормозом посредством рычага 3 клапан 5 закрывается. Верхняя полость 8 сообщается с атмосферой, а средняя 11 через кольцевой канал 14 и нижнюю полость 16 с тормозными камерами колес прицепа, таким образом открывается путь сжатому воздуху из воздушного баллона 12 к тормозным камерам 13 и происходит торможение прицепа.
При обрыве магистрали, соединяющей тягач с прицепом, давление в верхней полости падает и прицеп автоматически затормаживается. Для оттормаживания прицепа в этом случае рычаг крана 7 ручного управления следует повернуть на 90°. При этом входная магистраль закрывается, а верхняя полость через трубку 17 соединяется со средней полостью клапана; поршень опускается вниз, открывая выпускной клапан, соединяющий тормозные камеры с атмосферой. Происходит оттормаживание прицепа.
С помощью крана 7 ручного управления можно оттормаживать и затормаживать прицеп, пока не будет израсходован весь воздух из воздушного баллона прицепа.