Передняя ось (рис.27) автомобильного типа с поворотными колесами.
Рис. 27. Передняя ось и ступица с колесом:
1-поворотная цапфа; 2-крышка ступицы; 3-наружный подшипник; 4-внутренний подшипник; 5-маслоотражатель; 6-болт крепления колеса; 7-тормозной барабан; 8 тормозная накладка; 9-направляющая колодок тормоза; 10-суппорт колесного тормоза; 11-распорная втулка; 12-гайка шкворня; 13-бронзовая втулка; 14-масленка; 15-рычаг рулевой трапеции; 16, 34-гайки; 17-тяга рулевой трапеции; 18-регулировочная шайба; 19-шкворень; 20-балка передней оси; 21-опорная шайба; 22-шариковый подшипник шкворня; 23-самоподжимный сальник; 24-бортовое кольцо; 25-замочное кольцо; 26-обод колеса; 27—шплинт; 28-гайка крепления колеса; 29-прижим; 30-колесо; 81-контргайка; 32—замковая шайба; 33-замковое кольцо; 35-ступица
Основные данные
Углы установки колес: | |
продольный угол наклона шкворня | 2°30' |
поперечный угол наклона шкворня | 8° |
угол развала колес | 1° |
Схождение колес (по торцам тормозных барабанов), мм | 3—7 |
Балка 20 передней оси изготовлена из стали 40 горячей штамповкой. Она имеет двутавровое сечение с двумя уширенными площадками на верхней полке для крепления рессор. Концы балки приподняты относительно рессорных площадок и переходят в утолщения цилиндрической формы на уровне оси передних колес. В образованных утолщениях на концах балки сделаны конические отверстия с вершиной конуса, обращенной вверх. Торцы утолщений балки фрезеруются достаточно точно, так как они охватываются двумя ушками поворотной цапфы 1. Балка передней оси соединяется с поворотными цапфами 1 с помощью шкворней 19. Концы шкворня представляют собой цилиндрические шейки разных диаметров, которые соединяются конической частью. Верхняя шейка шкворня на конце имеет резьбу. Шейка шкворня большего диаметра соединяется с нижним ушком поворотной цапфы, а меньшего диаметра-с верхним ушком. Средней конической частью шкворень входит в коническое отверстие балки передней оси, обеспечивая ее связь с поворотной цапфой.
С целью повышения износостойкости поверхность шкворня закалена ТВЧ до твердости HRC 56—63. Верхняя цилиндрическая шейка шкворня опирается на бронзовую втулку 13, запрессованную в ушко поворотной цапфы. Так как ушки поворотной цапфы обработаны в линию и имеют одинаковый диаметр, а диаметр верхнего конца шкворня меньше диаметра нижнего, то сверху на шкворень устанавливается стальная втулка 11, которая компенсирует разность в указанных диаметрах и одновременно является распорной втулкой. Втулка 11 вместе со шкворнем поворачивается в бронзовой втулке 13 верхнего ушка цапфы.
Торцы распорной и бронзовой втулок, помещенных в верхнем ушке поворотной цапфы, защищены уплотнительным резиновым кольцом, закрытым металлической обоймой. На резьбовой конец шкворня навернута гайка, с помощью которой устраняется зазор в коническом соединении шкворня с балкой передней оси. Гайка стопорится замковой шайбой.
Между нижней стороной балки и нижним ушком поворотной цапфы располагается упорный шарикоподшипник 22. Балка опирается на этот шарикоподшипник через опорную шайбу 21, прилегающую к нему плоской стороной, а к балке—сферической поверхностью, что обеспечивает правильную самоустановку подшипника. Шарикоподшипник имеет кожух для задержания смазки и предохранения от грязи.
Такая схема соединения балки передней оси с поворотной цапфой обусловливает восприятие горизонтальных нагрузок бронзовыми втулками, запрессованными в ушки поворотной цапфы, а вертикальных нагрузок-упорным шарикоподшипником. Втулки шкворня смазываются через масленки.
Для свободного вращения при ограниченном вертикальном перемещении поворотной цапфы и связанного с ним колеса на шкворне между верхним ушком поворотной цапфы и балкой имеется зазор, который должен быть равен 0,1—0,4 мм. Для обеспечения заданного зазора между верхним ушком поворотной цапфы и балкой устанавливают металлические регулировочные шайбы 18.
Верхнее ушко поворотной цапфы переходит в цилиндрическое утолщение, в котором сделано коническое отверстие. В коническое отверстие ушка вставляется конический хвостовик рычага 15 рулевой трапеции. Рычаг соединяется с ушком поворотной цапфы на шпонке и затем затягивается по конусу гайкой 16. Рычаг соединяется с тягой 17 рулевой трапеции с помощью шарового сочленения. Для этого на конце рычага имеется площадка, в которой сделано коническое отверстие под хвостовик сферического пальца, соединяющего рычаг с тягой. Сферический палец коническим хвостовиком плотно входит в коническое отверстие рычага и надежно по конусу притягивается к нему корончатой гайкой, которая затем шплинтуется.
Таким образом, тяги 1 и 3 (рис.28) рулевой трапеции шарнирно соединены с рычагами 5 и с кронштейнами 2 шаровых пальцев, установленных на водиле дышла.
Рис. 28. Установочные параметры колес:
1-левая тяга рулевой трапеции; 2-кронштейн крепления шаровых пальцев рулевых тяга 3-правая тяга рулевой трапеции; 4-наконечник тяги; 5-рычаг рулевой трапеции; 6-шкворень водила дышла
Тяга рулевой трапеции (рис.29) представляет собой пруток 7 с наконечниками 6 и 11 (корпусами) головок шаровых пальцев на концах. Эти наконечники с одной стороны тяги установлены на резьбе, с другой—присоединены сваркой. Таким образом, длину тяги можно регулировать, что необходимо для сборки с рычагом рулевой трапеции.
Рис. 29. Тяга рулевой трапеции
Шаровая головка пальца 10 тяги закреплена в гнезда наконечника при помощи двух стальных сухарей 5, установленных в конических пазах наконечника. Пружина 3 поджимает шаровой палец с сухарями.
После регулировки длины тяги навернутый на тягу наконечник 6 фиксируется в нужном положении двумя стяжными болтами. Для этого на наконечнике сделаны разрезные бобышки, стягиваемые болтами.
Шаровой палец смазывают через масленку 1. Уплотнение шаровых сочленений обеспечивается сальником 8, закрываемым обоймой 9. Сверху головка пальца закрывается штампованной крышкой 2 со стопорным кольцом 4.
Для повышения износостойкости соединения сферические поверхности сухаря и пальца обрабатывают до высокой чистоты и подвергают термической обработке: палец-ТВЧ, а сухарь-цементации и объемной закалке.