Дышло (рис.23) состоит из двух частей-передней и задней.
Передняя часть дышла сварена из двух швеллеров. С одной стороны дышла между швеллерами вварено гнездо петли 1, с другой стороны в каждый швеллер вварены бобышки с втулками под палец 3. Съемная сцепная петля унифицирована для всех прицепов Минского автозавода (см. «Поворотная тележка прицепа МАЗ-5243»).
Задняя составная часть-водило 4 дышла-литая. В проушины для установки шкворня запрессованы втулки. Водило 4 соединяется с кронштейном 7 шкворнем 6. Шкворень обеспечивает поворот дышла в горизонтальной плоскости, а палец 3 поворот балки 2 дышла в вертикальной плоскости. Палец 3 и шкворень 6 стопорятся от выпадания клиньями, устанавливаемыми посередине пальца и шкворня. Снизу к водилу дышла прикреплен кронштейн 5 крепления рулевых тяг.
Палец 3 цилиндрической формы изготовлен из стали 45 диаметром 50-0,14 мм и длиной 296 мм. В середине по длине пальца сделана лыска глубиной 5 мм и шириной 20 мм под стопорный клин. Шкворень 6 водила изготовлен из стали 45 диаметром 65—0,17 мм и длиной 169 мм, лыска под клин сделана глубиной 8 мм. Втулки водила под шкворень имеют внутренний диаметр 65+0,17 мм, толщину стенки 5 мм и длину 45 мм. Клин изготовлен из прутка диаметром 26 мм из стали 35. Полная длина его 128 мм, рабочая часть 72 мм с фрезеровкой на конус до диаметра 16 мм (хвостовик с резьбой М16х1,5) на длине 60 мм.
Для осаживания прицепа назад имеется стопорное устройство (рис.24). В транспортном положении стопор установлен на водиле дышла. Для движения задним ходом стопор устанавливается в кронштейн на раме и в отверстие водила дышла. Движение вперед с застопоренным водилом дышла запрещается.
Рис. 24. Стопорное устройство:
1-водило дышла; 2-цепочка стопора; 3-рама; 4-положение стопора при движении задним ходом; 5-положение стопора при движении вперед
Техническое обслуживание дышла заключается в осмотрах, проверке надежности крепления кронштейна водила, пальца и шкворня и их своевременной смазке. При сезонном обслуживании надо проверять затяжку стопорных клиньев пальца и шкворня, а также болтов крепления кронштейна водила.
Для снятия дышла и водила дышла необходимо расшплинтовать и отвернуть гайки с клиньев, легким постукиванием выбить клинья, предохраняя резьбу от повреждений. При этом рекомендуется покачивать дьшло. После снятия клиньев следует выбить ось и, сняв защитные крышки, выбить шкворень. При разборке необходимо учитывать, что дышло и водило весят по 60—70 кг.
При деформации или повреждении дышла оно подлежит замене.