Для двигателя ЯМЗ-236 выпускается сцепление ЯМЗ-236К, а для двигателя ЯМЗ-238 - сцепление ЯМЗ-238. Оба сцепления одинаковы по конструкции и отличаются лишь количеством нажимных пружин. Уход за сцеплением в основном заключается в проверке свободного хода педали, смазке привода и подшипника муфты выключения.
На автомобиле MA3-5335 и его модификациях установлена трехходовая, пятиступенчатая (с пятой повышенной передачей), с синхронизаторами на 2-3 и 4-5-й передачах.
Основные данные этой коробки передач.
На автомобилях МАЗ-64227, МАЗ-54322 устанавливается восьмиступенчатая двухдиапазонная коробка передач ЯМЗ-238А с синхронизаторами на всех передачах, кроме заднего хода. Коробка передач состоит из основной четырёхступенчатой коробки и двухступенчатой дополнительной коробки (понижающей передачи).
Возможные неисправности коробки передач и способы их устранения
Уход за коробкой передач заключается в проверке уровня масла и смене его в картере. Обслуживание привода коробки передач заключается в регулировке положения его различных рычагов и устройств.
Описанные выше регулировки привода коробки передач следует производить при снятии и установке двигателя и кабины.
Конструктивно карданные передачи всех модификаций автомобилей выполнены по единой схеме и отличаются только количеством карданных валов и их длиной. Небольшие базы автомобилей MA3-5335 и их модификаций позволили осуществить однокарданную схему.
У автомобилей MA3-5335 и МАЗ-516Б карданные валы длиннее, чем у других модификаций. Карданные соединения всех карданных передач автомобилей МАЗ полностью унифицированы.
У автомобилей МАЗ-64227 карданная передача состоит из двух карданных валов: привода к среднему и заднему мостам. У MA3-54322 один карданный вал к заднему мосту.
Задний мост автомобиля МАЗ-5335 и его модификаций является ведущим и состоит из одинарного центрального редуктора и двух колесных передач. Принятая конструктивная и кинематическая схема передачи крутящего момента позволяет разделить его в центральном редукторе, направив к колесным передачам.
Применение колесных передач позволяет, кроме того, путем изменения только числа зубьев цилиндрических шестерен колесного редуктора при том же центральном редукторе и сохранении межцентрового расстояния у шестерен колесных передач получать различные передаточные числа, что делает задний мост пригодным для использования на разных модификациях автомобилей.
Вследствие этого по устройству задние мосты автомобилей МАЗ практически не различаются между собой. В зависимости от размерности и модели шин, характеристики коробки передач для конкретных условий эксплуатации, завод может изготовлять задние мосты с тремя разными общими передаточными числами.
На автомобиле МАЗ-64227 установлено два ведущих моста - средний с проходным валом и задний, а на MA3-54322 - только задний.
Уход за ведущими мостами заключается в проверке и поддержании необходимых уровней смазки в центральных редукторах и колесных передачах, своевременной смене смазки, проверке шума работы и температуры нагрева мостов.