Responsive image

Сборка рамы МАЗ

После восстановления деталей раму собирают. Ниже приведена краткая технологическая последовательность сборки рамы автомобиля МАЗ-503Б, которая имеет вместо третьей поперечины две дополнительные поперечины, предназначенные для крепления опоры цилиндра гидравлического подъемника:

  • на вертикальную полку продольной балки рамы накладывают кронштейн переднего буфера;
  • совмещают отверстия конусными бородками;
  • вставляют заклепки и расклепывают их;
  • на продольную балку рамы устанавливают: передний кронштейн передней рессоры, кронштейны буфера передней рессоры, кронштейн опоры кабины, кронштейн крепления амортизатора передней подвески, кронштейн дополнительного буфера передней рессоры, задний кронштейн передней рессоры, кронштейн крепления задней опоры двигателя, кронштейн валика защелки запасного колеса, передний кронштейн задней рессоры, кронштейн задней дополнительной рессоры, усилитель нижней полки продольной балки рамы, задний кронштейн задней рессоры.

В дальнейшем продольные балки рамы устанавливают на стенд сборки, в них вставляют поперечины в такой последовательности: пятую и четвертую, первую, третью переднюю и третью заднюю. Для лучшего прилегания склепываемых деталей допускается местный подгиб полок продольных балок рамы и поперечин рамы. Затем совмещают отверстия поперечин и продольных балок рамы конусными бородками. Третью поперечину, переднюю и заднюю, прикрепляют к продольным балкам рамы болтами и гайками. Вставляют и расклепывают четыре заклепки крепления кронштейнов опоры кабины к верхним горизонтальным полкам продольных балок рамы. В продольные балки рамы вставляют усилители переднего буфера и закрепляют заклепками.

После этого выравнивают раму таким образом, чтобы разность размеров между отверстиями в кронштейнах опоры кабины и продольной осью рамы на второй поперечине не превышала 2 мм. К продольной балке рамы заклепками прикрепляют вторую и пятую поперечины. Кронштейн рулевого управления прикрепляют двумя заклепками к верхней горизонтальной полке продольной балки рамы. Прикрепляют четырьмя заклепками первую поперечину к вертикальным полкам продольной балки рамы. Накладывают кронштейны подвески радиатора на верхние горизонтальные полки продольной балки рамы и закрепляют четырьмя заклепками.

Затем раму переворачивают на стенде верхними горизонтальными полками вниз и окончательно закрепляют поперечины, кронштейны и усилители заклепками. На левой продольной балке рамы при необходимости развертывают отверстие диаметром 15 мм под кронштейн топливного бака.

При клепке рамы заклепки нагревают в электрической печи до светло-красного цвета в средней части, что соответствует температуре 1050 °С. Высадку головок заклепок производят с помощью гидроклепальной установки модели. Допускается ударная клепка рамы пневматическим или ручным инструментом. Головки заклепок должны иметь геометрически правильную форму без перекосов, наплывов и трещин. Заклепочные соединения должны обеспечивать плотное прилегание поверхностей склепываемых деталей. На расстоянии, равном двум диаметрам стержня заклепки, щуп толщиной 0,05 мм проходить не должен. В промежутках между заклепками, при расстоянии между ними до 60 мм, щуп толщиной 0,6 мм проходить не должен, а при большем расстоянии щуп толщиной 1,2 мм также не должен проходить. На соединяемых
деталях после клепки не должно быть трещин.

Собранная рама должна отвечать следующим дополнительным требованиям:

  • расстояние между отверстиями крепления балки двигателя должно быть 794±1 мм;
  • расстояние между отверстиями кронштейнов опоры кабины должно быть 858±5 мм;
  • расстояние между отверстиями крепления задних опор двигателя должно быть 674±3 мм;
  • расстояние между отверстиями крепления балки двигателя и первым отверстием опоры двигателя должно быть 788±1 мм;
  • разность размеров между отверстиями в кронштейнах опоры кабины и продольной осью рамы на второй поперечине не должна превышать 2 мм;
  • отверстия в передних кронштейнах передних и задних рессор должны быть сосны, скалки должны одновременно проходить через отверстия правого и левого кронштейнов;
  • скручивание (перекос) рамы по длине не должно превышать 10 мм;
  • разница длин концов (свес концов) продольных балок рамы не должна превышать 20 мм;
  • верхние полки продольных балок рамы должны лежать в одной плоскости, отклонение не должно превышать 5 мм на всей длине рамы.
     

Сборка рамы МАЗ