Разрушение нижних посадочных поясков цилиндров в блоке вследствие кавитации ниже 205 мм от верхней привалочной плоскости ремонтируют постановкой ремонтной втулки.
Блок 1 (рис. 137) растачивают и впрессовывают втулку 2, изготовленную из чугуна СЧ 15-32. После напрессовки втулку растачивают до диаметра 151+0,04 мм. Биение обработанной поверхности по отношению к поверхности А не должно превышать 0,02 мм. Неперпендикулярность оси поверхности А и ремонтной втулки 2 (см. рис. 136) не должна превышать 0,15 мм.
При износе гнезд под вкладыши подшипников коленчатого вала до размера более 116,040 мм их восстанавливают до номинального размера. Для этого снимают крышки подшипников и шлифуют плоскость разъёма крышки на глубину 0,3-0,5 мм, сохраняя параллельность их поверхностей с точностью 0,05 мм. Шлифуют на плоскошлифовальном станке шлифовальным кругом в приспособлении (рис. 138). При необходимости углубляют в крышке канавку под усик вкладыша.
Для расточки гнезд под вкладыши коренных подшипников коленчатого вала блок цилиндров устанавливают на стол горизонтально-расточного станка на технологические площадки между развалами цилиндров. На плоскость разъема нижнего картера устанавливают рамкой 5 приспособление с борштангой (рис. 139), которую крепят к блоку шестью болтами. Для центрирования борштанги в крайние гнезда укладывают два полукольца 2, которые обеспечивают соосное расположение борштанги. Борштанга 1 вращается в кронштейнах 6, изготовленных из нижней части шатуна двигателя ЯМЗ-204 и прикрепленных к рамке. В борштанге закреплены резцы, оснащенные пластинками твердого сплава ВК-6. Использование шатунов в качестве кронштейнов для борштанги позволяет значительно упростить ее ремонт путем шлифования опорных шеек под ремонтный размер и с постановкой ремонтных вкладышей.
После центрирования борштанги закрепляют приспособление и извлекают полукольца. Затем устанавливают крышки подшипников коленчатого вала на свои места и крепят их болтами, которые затягивают моментом 300-320 Н • м (30-32 кгс • м).
Гнезда растачивают под номинальный размер 116+0,021 мм, который проверяют индикаторным нутромером 100-150 мм после снятия приспособления и постановки крышек на свои места.
Шероховатость поверхности должна быть 1,25, овальность и конусность - не более 0,01 мм. Биение промежуточных гнезд относительно крайних должно быть не более 0,025 мм.
Оси гнезд под вкладыши подшипников коленчатого вала и отверстий во втулках под опорные шейки распределительного вала должны лежать в одной плоскости с отклонением не более 0,1 мм на всей длине, и расстояние между указанными осями должно быть 167,58+0,06 мм.
Втулки, имеющие износ отверстий под опорные шейки распределительного вала более 54,06 мм, подлежат замене новыми, изготовленными из бронзы ОЦС 5-5-5 в соответствии с рис. 140 с последующей обработкой их до нормального или ремонтных размеров. Это же необходимо сделать и при комплектации двигателя распределительным валом с ремонтными размерами опорных шеек.
Диаметр Д1 (см. рис. 136) выбирается в соответствии с табл. 38. Ослабление посадки втулок распределительного вала в отверстии блока цилиндров вызывает необходимость выпрессовки втулки, расточки отверстия до диаметра 69+0,03 мм и установки втулки с наружным диаметром 69,09-69,12 мм. Новые втулки запрессовывают оправкой (рис. 141) с натягом в пределах 0,06-0,10 мм, обеспечив совпадение отверстий во втулках с отверстиями масляных каналов в блоке цилиндров и торцами втулок заподлицо с торцами перегородок блока цилиндров.
Размер | Номинальный диаметр втулки, мм | Допустимый диаметр, мм, не более | Маркировка |
---|---|---|---|
Номинальный | 54+0,03 | 53,04 | - |
1-й ремонтный |
53,7+0,03 |
53,74 | Р1 |
2-й ремонтный | 53,5+0,03 | 53,54 | Р2 |
3-й ремонтный | 53,3+0,03 | 53,34 | Р3 |
Втулки под номинальный и ремонтные размеры (табл. 38) обрабатывают на горизонтально-расточном станке приспособлением, изображенным на рис. 142. Блок цилиндров устанавливают на стол станка на технологические площадки, расположенные между развалами цилиндров и снимают крышки подшипников.
Приспособление опорами 2 устанавливают в крайние гнезда. Затем, перемещая его при помощи технологического пальца 7 относительно гнезда под подшипники вала привода ТНВД, устанавливают на опорах крышки подшипников и крепят двумя болтами с каждой стороны. Затем в кронштейны вставляют борштангу с резцами и подсоединяют ее к шпинделю станка. Борштанга вращается в опорах на игольчатых подшипниках. После расточки овальность и конусность внутреннего диаметра втулок распределительного вала не должна превышать 0,015 мм, несоосность - 0,02 мм, биение наружного и внутреннего диаметров допускается не более 0,02 мм.
При диаметре гнезд под наружный или внутренний подшипники вала ведомой шестерни ТНВД соответственно более 62,06 мм и 52,06 мм их восстанавливают постановкой втулок (рис.143). Для этого блок цилиндров устанавливают плоскостью крепления картера маховика на стол радиально-сверлильного станка, а на передний торец блока накладывают и крепят кондукторную плиту со сменными втулками, базируя ее относительно отверстий под втулки распределительного вала и под переднюю втулку оси толкателей. Гнезда обрабатывают специальными зенкерами, оснащенными пластинками твердого сплава ВК8, до диаметров 56,9+0,0б и 66,9+0,06 мм с последующим развертыванием до диаметров 57+0,03 и 67+0,03 мм.
После запрессовки втулок, изготовляемых из стали 20, размеры которых указаны на рис. 143, их окончательно обрабатывают по изложенной выше технологии до номинальных диаметров 52+0,03 и 52+0,03 мм. Шероховатость поверхности гнезд после обработки должна быть 1,25 и несоосность поверхностей не более 0,025 мм. Расстояние между осями поверхностей втулок распределительного вала и гнезд под подшипники вала ведомой шестерни привода топливного насоса должно быть 186,20+0,06 мм.
При ослаблении посадки шпилек крепления головки цилиндров или срыве в блоке более двух ниток требуется нарезание резьбы и установка шпилек ремонтного размера, изготовленных из стали 40Х. Для этого рассверливают отверстие под шпильку до диаметра 16,3 мм на глубину 88 мм и нарезают резьбу М18х2 на глубину 75 мм от привалочной плоскости головки цилиндров.
Срыв или износ резьбы в отверстиях под болты крепления крышек коренных подшипников требует нарезания ремонтной резьбы М20 и рассверливания отверстий в крышках. Диаметр сверления под ремонтную резьбу -17,4 мм, глубина сверления 70 и 90 мм, глубина нарезки -55 и 75 мм соответственно для внутренних и наружных отверстий.
Отверстия на крышках коренных подшипников обрабатывают до диаметра 20,6 мм. При срыве более двух ниток и износе резьбы крепления агрегатов, узлов или отдельных деталей к блоку цилиндров рекомендуется постановка ввертышей. Ввертыши должны быть установлены заподлицо поверхностями, в которые они ввернуты и надежно застопорены (табл.39)
Резьба | Диаметр сверления под ввёртыш, мм | Резьба под ввёртыш |
---|---|---|
М8 | 10,4 | М12х1.75 тугая |
М8 | 11,1 | К 1/4" |
М10 | 14,1 | М16х2 тугая |
М10 | 14,6 | К 3/8" |
М12 | 16,1 | М18х2 тугая |
М14 | 18,1 | М20х2 тугая |