Responsive image

Ремонт отверстий и поверхностей блока цилиндров

Разрушение нижних посадочных поясков цилиндров в блоке вследствие кавитации ниже 205 мм от верхней привалочной плоскости ремонтируют постановкой ремонтной втулки.

Блок цилиндров ЯМЗ-236 -238

Блок 1 (рис. 137) растачивают и впрессовывают втулку 2, изготовленную из чугуна СЧ 15-32. После напрессовки втулку растачивают до диаметра 151+0,04 мм. Биение обработанной поверхности по отношению к поверхности А не должно превышать 0,02 мм. Неперпендикулярность оси поверхности А и ремонтной втулки 2 (см. рис. 136) не должна превышать 0,15 мм.

Ремонтная втулка блока под гильцу цилиндра

При износе гнезд под вкладыши подшипников коленчатого вала до размера более 116,040 мм их восстанавливают до номинального размера. Для этого снимают крышки подшипников и шлифуют плоскость разъёма крышки на глубину 0,3-0,5 мм, сохраняя параллельность их поверхностей с точностью 0,05 мм. Шлифуют на плоскошлифовальном станке шлифовальным кругом в приспособлении (рис. 138). При необходимости углубляют в крышке канавку под усик вкладыша.

Приспособление для шлифовки плоскости разъёма крышек подшипников коленвала

Для расточки гнезд под вкладыши коренных подшипников коленчатого вала блок цилиндров устанавливают на стол горизонтально-расточного станка на технологические площадки между развалами цилиндров. На плоскость разъема нижнего картера устанавливают рамкой 5 приспособление с борштангой (рис. 139), которую крепят к блоку шестью болтами. Для центрирования борштанги в крайние гнезда укладывают два полукольца 2, которые обеспечивают соосное расположение борштанги. Борштанга 1 вращается в кронштейнах 6, изготовленных из нижней части шатуна двигателя ЯМЗ-204 и прикрепленных к рамке. В борштанге закреплены резцы, оснащенные пластинками твердого сплава ВК-6. Использование шатунов в качестве кронштейнов для борштанги позволяет значительно упростить ее ремонт путем шлифования опорных шеек под ремонтный размер и с постановкой ремонтных вкладышей.

Приспособление для расточки гнёзд под вкладыши коленвала

После центрирования борштанги закрепляют приспособление и извлекают полукольца. Затем устанавливают крышки подшипников коленчатого вала на свои места и крепят их болтами, которые затягивают моментом 300-320 Н • м (30-32 кгс • м).

Гнезда растачивают под номинальный размер 116+0,021 мм, который проверяют индикаторным нутромером 100-150 мм после снятия приспособления и постановки крышек на свои места.

Шероховатость поверхности должна быть 1,25, овальность и конусность - не более 0,01 мм. Биение промежуточных гнезд относительно крайних должно быть не более 0,025 мм.

Оси гнезд под вкладыши подшипников коленчатого вала и отверстий во втулках под опорные шейки распределительного вала должны лежать в одной плоскости с отклонением не более 0,1 мм на всей длине, и расстояние между указанными осями должно быть 167,58+0,06 мм.

Втулки, имеющие износ отверстий под опорные шейки распределительного вала более 54,06 мм, подлежат замене новыми, изготовленными из бронзы ОЦС 5-5-5 в соответствии с рис. 140 с последующей обработкой их до нормального или ремонтных размеров. Это же необходимо сделать и при комплектации двигателя распределительным валом с ремонтными размерами опорных шеек.

Ремонтная втулка распредвала

Диаметр Д1 (см. рис. 136) выбирается в соответствии с табл. 38. Ослабление посадки втулок распределительного вала в отверстии блока цилиндров вызывает необходимость выпрессовки втулки, расточки отверстия до диаметра 69+0,03 мм и установки втулки с наружным диаметром 69,09-69,12 мм. Новые втулки запрессовывают оправкой (рис. 141) с натягом в пределах 0,06-0,10 мм, обеспечив совпадение отверстий во втулках с отверстиями масляных каналов в блоке цилиндров и торцами втулок заподлицо с торцами перегородок блока цилиндров.

Размер Номинальный диаметр втулки, мм Допустимый диаметр, мм, не более Маркировка
Таблица 38. Ремонтные размеры
Номинальный 54+0,03 53,04 -
1-й ремонтный

53,7+0,03

53,74 Р1
2-й ремонтный 53,5+0,03 53,54 Р2
3-й ремонтный 53,3+0,03 53,34 Р3

Оправка для запрессовки втулок распредвала Втулки под номинальный и ремонтные размеры (табл. 38) обрабатывают на горизонтально-расточном станке приспособлением, изображенным на рис. 142. Блок цилиндров устанавливают на стол станка на технологические площадки, расположенные между развалами цилиндров и снимают крышки подшипников.

Приспособление для расточки втулок распредвала

Приспособление опорами 2 устанавливают в крайние гнезда. Затем, перемещая его при помощи технологического пальца 7 относительно гнезда под подшипники вала привода ТНВД, устанавливают на опорах крышки подшипников и крепят двумя болтами с каждой стороны. Затем в кронштейны вставляют борштангу с резцами и подсоединяют ее к шпинделю станка. Борштанга вращается в опорах на игольчатых подшипниках. После расточки овальность и конусность внутреннего диаметра втулок распределительного вала не должна превышать 0,015 мм, несоосность - 0,02 мм, биение наружного и внутреннего диаметров допускается не более 0,02 мм.

При диаметре гнезд под наружный или внутренний подшипники вала ведомой шестерни ТНВД соответственно более 62,06 мм и 52,06 мм их восстанавливают постановкой втулок (рис.143). Для этого блок цилиндров устанавливают плоскостью крепления картера маховика на стол радиально-сверлильного станка, а на передний торец блока накладывают и крепят кондукторную плиту со сменными втулками, базируя ее относительно отверстий под втулки распределительного вала и под переднюю втулку оси толкателей. Гнезда обрабатывают специальными зенкерами, оснащенными пластинками твердого сплава ВК8, до диаметров 56,9+0,0б и 66,9+0,06 мм с последующим развертыванием до диаметров 57+0,03 и 67+0,03 мм.

Ремонт гнёзд в блоке под подшипники вала ТНВД

После запрессовки втулок, изготовляемых из стали 20, размеры которых указаны на рис. 143, их окончательно обрабатывают по изложенной выше технологии до номинальных диаметров 52+0,03 и 52+0,03 мм. Шероховатость поверхности гнезд после обработки должна быть 1,25 и несоосность поверхностей не более 0,025 мм. Расстояние между осями поверхностей втулок распределительного вала и гнезд под подшипники вала ведомой шестерни привода топливного насоса должно быть 186,20+0,06 мм.

При ослаблении посадки шпилек крепления головки цилиндров или срыве в блоке более двух ниток требуется нарезание резьбы и установка шпилек ремонтного размера, изготовленных из стали 40Х. Для этого рассверливают отверстие под шпильку до диаметра 16,3 мм на глубину 88 мм и нарезают резьбу М18х2 на глубину 75 мм от привалочной плоскости головки цилиндров.

Срыв или износ резьбы в отверстиях под болты крепления крышек коренных подшипников требует нарезания ремонтной резьбы М20 и рассверливания отверстий в крышках. Диаметр сверления под ремонтную резьбу -17,4 мм, глубина сверления 70 и 90 мм, глубина нарезки  -55 и 75 мм соответственно для внутренних и наружных отверстий.

Отверстия на крышках коренных подшипников обрабатывают до диаметра 20,6 мм. При срыве более двух ниток и износе резьбы крепления агрегатов, узлов или отдельных деталей к блоку цилиндров рекомендуется постановка ввертышей. Ввертыши должны быть установлены заподлицо поверхностями, в которые они ввернуты и надежно застопорены (табл.39)

Резьба Диаметр сверления под ввёртыш, мм Резьба под ввёртыш
Таблица 39. Размеры ввёртышей
М8 10,4 М12х1.75 тугая
М8 11,1 К 1/4"
М10 14,1 М16х2 тугая
М10 14,6 К 3/8"
М12 16,1 М18х2 тугая
М14 18,1 М20х2 тугая

Ремонт отверстий и поверхностей блока цилиндров