Шестерни масляного насоса изготовлены из стали 40Х и термически обработаны до твердости НВ 241-286
Внешним осмотром проверяют состояние рабочих поверхностей зубьев. Шестерни, имеющие контактное разрушение (питтинг), выработку в виде канавок, сколы, трещины, задиры, забоины, подлежат замене.
Шестерни без внешних дефектов проверяют в беззазорном зацеплении с контрольной (эталонной) шестерней, имеющей толщину зуба по дуге делительной окружности 6,91 мм, на соответствие размеров согласно табл. 44.
Шестерня | Допустимое уменьшение расстояния между осями, мм |
Допустимое биение одной шестерни, мм |
Допустимое биение от зуба к зубу, мм |
---|---|---|---|
Ведущая нагнетающей секции | 0,22 | 0,10 | 0,040 |
Ведомая нагнетающей секции | 0,22 | 0,10 | 0,040 |
Ведомая радиаторной секции | 0,22 | 0,10 | 0,040 |
В связи с тем что ведущая и ведомая шестерни нагнетающей секции масляного насоса так же, как ведущая и ведомая шестерни радиаторной секции попарно скомплектованы и приработаны, их раскомплектовка не рекомендуется. Если после проверки по беззазорному зацеплению часть из них будет отбракована и нарушена комплектность, нужно каждую пару шестерен скомплектовать по пятну контакта зубьев. Пятно контакта должно быть не менее 60% длины зуба и располагаться, как показано на рис.173.
При ремонте, когда нарушена комплектность шестерен, их необходимо проверить на контакт зубьев с контрольной шестерней. Каждый комплект контрольных шестерен должен включать три шестерни, подогнанные между собой так, что пятно контакта какой-либо из них с другой, входящей в комплект, охватывает 100% длины и 45% высоты зуба.
Из трех контрольных шестерен, составляющих комплект, в качестве рабочей для проверки шестерен двигателя разрешается использовать одну. По остальным двум периодически проверяют рабочую шестерню, а при износе последней изготовляют новую контрольную шестерню. Не допускается кромочных контактов на ножке зуба, раздвоенных (см. рис.173, б) и блуждающих (см. рис.173, в).
Проверяют у шестерен наружный диаметр и высоту зуба. Если наружный диаметр шестерен нагнетающей секции не менее 54,870 мм и диаметр шестерен радиаторной секции не менее 9,915 мм, они допускаются к установке в насосе.
Промежуточная шестерня привода масляного насоса, не имеющая повреждений по внешнему осмотру после проверки по беззазорному зацеплению и по контакту зубьев, а также если нет проворота втулки и если внутренний диаметр втулки не более 35,050 мм допускается к установке на двигатель.