Responsive image

Ремонт распредвала

Распределительный вал изготовлен из стали 45. Опорные шейки, кулачки и торцовая поверхность передней шейки подвергнуты закалке нагревом ТВЧ на глубину 2,5-3,5 мм до твердости HRC 52-56.

У распределительного вала могут быть следующие дефекты: износ опорных шеек и кулачков по высоте, износ шейки под распределительную шестерню, износ шпоночной канавки по ширине, изгиб вала и повреждение резьбы под гайку крепления шестерни.

Все валы перед ремонтом проверяют на изгиб и при необходимости правят на гидравлическом прессе, а также устраняют забоины в заднем центровом отверстии.

Для исправления заднего центрового отверстия вал устанавливают шейкой под распределительную шестерню в трехкулачковый патрон токарно-винторезного станка, а задней опорной шейкой - в люнет. Центр исправляют расточкой отверстия до удаления забоин, сохранив рабочий конус на глубине не менее 4 мм под углом 120°.

Для проверки вала на изгиб крайними опорными шейками устанавливают на призмы и по средним шейкам определяют величину изгиба индикатором часового типа. Допускается изгиб не более 0,05 мм.

Изношенные опорные шейки шлифуют под один из уменьшенных ремонтных размеров (табл. 43) или наплавляют.

Шейки шлифуют на кругло-шлифовальном станке. Вал, подлежащий шлифовке, передним концом устанавливают в трехкулачковый патрон, задний конец поджимают центром. Биение вала выверяют по шейке под распределительную шестерню с точностью до 0,02 мм. Каждую опорную шейку шлифуют с упором в люнет шлифовальным кругом.

После шлифовки шейки вала при помощи жимков полируют пастой ГОИ № 10 до получения зеркальной поверхности. Овальность и конусность всех шеек должна быть не более 0,01 мм, шероховатость поверхности 0,32 мкм. Диаметры шлифования опорных шеек должны соответствовать одному ремонтному размеру.

Опорные шейки, изношенные меньше ремонтных размеров, подвергают вибродуговой наплавке или наплавке под слоем флюса. Перед наплавкой опорные шейки шлифуют “как чисто”. Наплавку производят проволокой ОВС или Г диаметром 1,6 мм по всей длине шейки до диаметра 56,0 мм и при этом первый и последний витки наплавляют без подачи.

Наплавку под слоем флюса производят на следующих режимах:
 

Сила тока, А 180-200
Напряжение тока, В 30-35
Скорость подачи проволоки, м/ч 71
Частота вращения детали, об/мин 1,0
Подача суппорта, мм/об 6,0
Скорость наплавки, м/ч 9,5
Смещение электрода с зенита, мм 2-3


Наплавленный слой должен быть плотным, трещины любого характера и расположения не допускаются. Твердость наплавленного слоя должна быть HRC 52-56.

После наплавки опорные шейки шлифуют начерно до диаметра 55-0.12 мм после чего проверяют биение промежуточных опорных шеек и цилиндрической части кулачков по отношению к крайним опорным шейкам. Допустимое биение не более 0,05 мм. При биении промежуточных шеек или цилиндрической части кулачков более 0,05 мм вал правят, а кулачки шлифуют.

После правки шейки вала окончательно шлифуют под один из ремонтных размеров, а затем полируют.

Изношенную шейку под распределительную шестерню менее 36,02 мм восстанавливают путем наплавки. Наплавку производят проволокой Св-08 (не заплавляя шпоночную канавку) до диаметра 40 мм. Затем наплавленную шейку обтачивают на токарно-винторезном станке до диаметра 36,5 мм.

Шейку под шестерню окончательно шлифуют на круглошлифовальном станке. Шлифуют с упором в люнет до диаметра 66 +0,035 +0,052 мм. Овальность и конусность шейки после шлифовки должна быть не более 0,02 мм, шероховатость поверхности 1,25 мкм.

Изношенную по ширине более 6,03 мм шпоночную канавку под распределительную шестерню фрезеруют до ремонтного размера 3,5 -0,055 -0,010 мм на глубину и ширину 6,7+0,2 мм на горизонтально-фрезерном станке шпоночной фрезой из стали Р9. Вал на станке закрепляют в специальном приспособлении, обеспечивающем смещение канавки относительно плоскости симметрии поверхности шейки под шестерню не более 0,1 мм.

Износ впускных и выпускных кулачков по высоте до размера не менее 42,2 мм устраняют путем шлифовки профиля кулачка на копировально-шлифовальном станке. Шлифуют “как чисто” по копиру с упором в люнет, выдержав размер цилиндрической части кулачков не менее 33,4 мм. Цилиндрическая часть кулачков должна выступать над телом вала не менее, чем на 0,15 мм. Кулачки обрабатывают шлифовальным кругом при обильной подаче охлаждающей жидкости.

После шлифовки первого кулачка необходимо изменить установку копира и повторить операцию для остальных кулачков. Окончательная обработка кулачков заключается в их полировке до шероховатости поверхности 0,32 мкм. Полировку производят жимками с применением пасты ГОИ на специальном станке. Поверхность кулачков после шлифовки необходимо проверить на твердость, которая должна быть не менее HRC 50 на уголках вершин кулачков на расстоянии 3 мм от края.

При износе кулачков по высоте до размера менее 42,2 мм разрешается наплавка изношенной поверхности кулачка с последующей обработкой под номинальный размер профиля.

Изношенную или поврежденную резьбу под гайку крепления шестерни распределительного вала восстанавливают наплавкой. Перед наплавкой резьбу тщательно очищают от масла и грязи. Затем протачивают на токарно-винторезном станке до диаметра 27 -0,14-0,28 мм и нарезают резьбу М27х2.

Повышение надежности работы двигателя вызвало необходимость изменения соединения распределительного вала с шестерней, упорным фланцем и стопорной шайбой. Для замены изношенных деталей выпускаются комплекты 236-1000136-Б2 и 238-1000136-Б2 (рис. 168, а).

Комплект распредвала с шестерней

Распределительные валы старой конструкции можно использовать в комплектах:

  1. Вал с резьбовым отверстием в переднем конце с шестерней 4, имеющей паз на торце ступицы, прижимной шайбой 7, стопорной шайбой 2 и болтом 6 (рис. 168, б).
  2. Вал с диаметром под шестерню 30 +0,028 +0,042 мм и резьбой М27х 2 с шестерней, имеющей отверстие в ступице диаметром 30+0,027 мм, и ступицу шириной 30 мм, стопорной шайбой с фиксацией в шпоночный паз, фланцем с отверстием диаметром 42 мм и гайкой М27х2 (см. рис.168, а).
  3. Вал с диаметром шейки под шестерню 36 +0,035 +0,052 мм, диаметром буртика под фланец 44 мм и резьбой M27х2 и шестернями, имеющими отверстие в ступице диаметром 36+0,027 мм, шириной ступиц 30 или 31 мм, стопорной шайбой с фиксацией в шпоночный паз, фланцем с отверстием диаметром 46 мм и гайкой 27х2.

Шестерню распределительного вала с отверстием в ступице диаметром 36 +0,035 +0,052 мм и шириной ступицы 30 мм можно использовать в комплектах 236-1000136-Б2, 238-1000136-Б2 при установке дополнительной бы 8 (рис. 168, в) наружным диаметром 50 мм, внутренним диаметром 28 мм и толщиной 1 мм.

Если на старый двигатель с крышкой шестерен 236-1002260-Б устанавливается распределительный вал с креплением шестерни гайкой (а не болтом), для обеспечения собираемости крышку шестерни нужно обработать фрезой диаметром 70 мм, как показано на рис.169.

Обработанная старая крышка шестерён распределения

Ремонт распредвала МАЗ