Responsive image

Проверка и восстановление картера коробки передач

Картер коробки передач, отлитый из специального чугуна, подлежит восстановлению при износе отверстий под подшипники ведущего, ведомого и промежуточного валов, отверстий под ось подшипников блока шестерен заднего хода, отверстий под установочные штифты и повреждение резьбовых отверстий.

При износе отверстий под подшипники ведущего вала до диаметра более 150,08 мм и ведомого вала до диаметра более 140,08 мм их восстанавливают постановкой втулок. Для этого отверстие под подшипник ведущего вала растачивают до диаметра 155+0,08 мм и одновременно растачивают выточку диаметра 158+0,3 мм на глубину 2,5+0,2 мм под бурт ремонтной втулки. Затем переустанавливают картер и растачивают отверстие под ремонтную втулку подшипника ведомого вала до диаметра 145+0,08 мм и одновременно растачивают выточку диаметра 148+0,3 мм на глубину 2,5+0,2 мм под бурт ремонтной втулки.

В расточенные отверстия запрессовывают ремонтные втулки (рис.239) до упора в бурт, обеспечив натяг в пределах 0,08-0,15 мм, и растачивают отверстия во втулках в линию.

Ремонтные втулки картера коробки передач

Отверстие под подшипник ведущего вала растачивают до диаметра 150+0,04 мм и отверстие под подшипник ведомого вала - до диаметра 140+0,04 мм.

Отверстия под передний подшипник промежуточного вала, изношенные до диаметра более 90,07 мм, и отверстия под задний подшипник промежуточного вала, изношенные до диаметра более 120,07 мм, также восстанавливают постановкой втулок.

Отверстие под втулку переднего подшипника растачивают до диаметра 95+0,07 мм и одновременно растачивают выточку диаметра 98+0,03 мм на глубину 2,5+0,5 мм под бурт втулки. Затем растачивают отверстие под ремонтную втулку заднего подшипника до диаметра 125+0,08 мм и одновременно растачивают выточку до диаметра 128+0,3 мм на глубину 2,5+0,2 мм под бурт втулки.

Запрессовывают в отверстия ремонтные втулки до упора в бурт, обеспечив натяг в пределах 0,08-0,15 мм, и растачивают отверстия во втулках до номинального размера в линию.

Отверстие под передний подшипник растачивают до диаметра 90+0,035 мм, а под задний подшипник - до диаметра 120+0,035 мм.

При износе отверстий под ось блока шестерен заднего хода до диаметра более 26,05 мм под передний конец оси и до диаметра более 32,05 мм под задний конец оси их восстанавливают развертыванием до одного из ремонтных размеров, приведенных в табл. 35, или восстанавливают постановкой втулок.

При восстановлении отверстий постановкой втулок рассверливают отверстия под передний конец оси до диаметра 29,8 мм, под задний конец оси до диаметра 35,8 мм. Затем развертывают отверстия до диаметров соответственно 30+0,045 мм и 36+0,05 мм в отверстия запрессовывают ремонтные втулки, которые имеют следующие основные размеры:

  • под передний конец оси наружный диаметр 30+0,050+0,095 мм и длину 26 мм;
  • под задний конец оси - наружный диаметр 36+0,060+0,110 мм и длину 30 мм.

После запрессовки втулки приваривают в двух диаметрально противоположных местах, рассверливают и развертывают отверстия во втулках до номинального диаметра (см. табл. 53).

Размер

Диаметр отверстия под передний конец оси, мм (допуск +23 мкм)

Диаметр отверстия под задний конец оси, мм (допуск +23 мкм)

Диаметр шейки переднего конца оси, мм (допуск -8-22 мкм)

Диаметр шейки заднего конца оси, мм (допуск -9-27 мкм)

Таблица 53. Номинальный и ремонтные размеры сопряженных поверхностей картера коробки передач и оси блока шестерен заднего хода

Номинальный

26

32

26

32

1-й ремонтный

26,2

32,2

26,2

32,2

2-й ремонтный

26,4

32,4

26,4

32,4

 

Отверстия под установочные штифты, изношенные до размера более 14,03 мм, развертывают до ремонтного размера 14,2+0,060 мм

Поврежденные резьбовые отверстия восстанавливают постановкой ввертышей на эпоксидном клее. Так, при повреждении резьбового отверстия М16 кл. 2 его рассверливают до диаметра 17,1+0,2 мм, нарезают метчиком резьбу М20 и вворачивают ввертыш заподлицо с плоскостью основного металла.

Требования к взаимному расположению поверхностей отремонтированного картера коробки передач должны быть следующими:

  • непараллельность осей поверхностей отверстий под шариковые подшипники ведущего и ведомого валов относительно плоскости разъема с верхней крышкой допускается не более 0,12 мм;
  • непараллельность оси поверхностей отверстий под шариковые подшипники ведущего и ведомого валов относительно оси поверхностей отверстий под подшипники промежуточного вала не должна превышать 0,08 мм;
  • непараллельность оси поверхностей отверстий под ось подшипников блока шестерен заднего хода относительно оси поверхностей отверстий под подшипники промежуточного вала допускается не более 0,03 мм на длине 100 мм;
  • неперпендикулярность торцов картера со стороны отверстий под подшипники относительно оси поверхностей отверстий под подшипники ведущего и ведомого валов не должна превышать 0,07 мм на длине 100 мм;
  • взаимное биение поверхностей отверстий под ось подшипников блока шестерен заднего хода не должно превышать 0,05 мм;
  • отклонение осей поверхностей отверстий под подшипники ведущего, ведомого и промежуточного валов от положения в одной плоскости не должно превышать 0,08 мм;
  • отклонение осей поверхностей отверстий под подшипники промежуточного вала и отверстий под ось подшипников блоков шестерен заднего хода допускается не более 0,03 мм на длине 100 мм;
  • расстояние от оси отверстий под ось блока шестерен заднего хода до оси отверстий под подшипники промежуточного вала должно быть 89,25±0,042 мм и до оси отверстий под подшипники ведущего и ведомого валов - 182,75±0,042 мм.
  • расстояние между осями отверстий под подшипники промежуточного рала и под подшипники ведущего и ведомого валов должно быть 165,75±0,042 мм;
  • расстояние от оси установочных отверстий до оси отверстий под подшипники ведущего и ведомого валов должно быть 136 ±0,15 мм;
  • расстояние между осями установочных отверстий должно быть 433 ±0,05 мм;
  • расстояние от плоскости разъема картера коробки передач с верхней крышкой до оси отверстий под подшипники ведущего и ведомого валов должно быть 109,5±0,2 мм.

восстановление картера коробки передач