Коромысло клапана (рис.164) изготовлено из стали 45, а втулка из бронзы Бр. ОЦС 4-4-2,5. Поверхность носка коромысла подвергается закалке ТВЧ на глубину 2-5 мм до твердости HRC 56-63.
Основными дефектами коромысла являются износ отверстия во втулке под ось коромысла, ослабление посадки втулки в коромысле и поверхности носка. Коромысло меняют при обнаружении трещин или облома.
При износе отверстия под ось коромысла до диаметра 25,15 мм заменяют только втулку. Кроме того, втулку заменяют при ослаблении ее посадки в коромысле. Посадку проверяют легкими ударами медной выколотки.
Перед установкой новой втулки проверяют диаметр отверстия ступицы коромысла, который должен быть не более 27,028 мм. Новая втулка запрессовывается в коромысло с натягом не менее 0,7 мм. При установке новой втулки следует обеспечить совпадение отверстий во втулке и коромысле, а стык втулки должен находиться в верхней части отверстия.
Масляная канавка во втулке должна проходить через совмещенное отверстие, при этом кромки канавки не должны выходить за пределы отверстия. Запрессованная новая втулка должна утопать в теле коромысла по 1 мм с обеих сторон. Запрессованную втулку обрабатывают разверткой под размер 25 +0,030 -0,080 мм
Износ поверхности носка коромысла проверяют щупом с использованием шаблона, имеющего радиус образующей сферы 15-0,1 мм
Щуп толщиной 0,2 мм не должен проходить между образующей поверхностью носка и шаблона. Указанный дефект устраняют шлифовкой до размера не менее 19 мм (см. рис.164) с обеспечением радиуса 15 мм и шероховатости 0,63 мкм, которую получают полировкой пастами ГОИ. Шлифуют вручную на обдирочно-шлифовальном станке шлифовальным кругом, который должен быть заправлен радиусом 15 мм.
Если шлифовка носка коромысла не позволяет удалить следы выработки, не нарушая размера, равного 19 мм, то поверхность наплавляют электродом марки Т-590, который обеспечивает твердость HRC 50. Дальнейшая обработка поверхности носка аналогична изложенной выше.
На некоторых двигателях устанавливаются коромысла с уменьшенной шириной ступицы с 34,9-0,014 мм до 30-0,14 мм, соответственно изменена длина втулки коромысла с 33-0,034 мм до 29-0,28 мм. Поэтому при монтаже нового коромысла 1 (рис.165) на ось 3 старой конструкции необходимо с обеих сторон ступицы коромысла установить по одному распорному кольцу 2, изготовленному из любой стали по размерам, показанным на рисунке.
При установке старого коромысла на ось новой конструкции необходимо его ступицу подрезать равномерно с каждой стороны на 2,5 мм; торцы ступицы коромысла должны быть перпендикулярны оси внутреннего диаметра втулки с точностью 0,1 мм на диаметре 30 мм. Новую втулку можно запрессовать и обработать в сборе со старым коромыслом, если выдержать указанные требования. При использовании старой втулки с новым коромыслом ее следует запрессовать и подрезать с обеих сторон.