Номинальный зазор между внутренней поверхностью гильзы и юбкой поршня в холодном состоянии должен быть 0,19-0,21 мм. Если зазор превышает 0,45 мм, поршневую группу нужно заменить. Во время ремонта двигателя гильзы цилиндров, поршни, кольца и поршневые пальцы заменяют новыми.
Для разборки цилиндро-поршневой группы необходимо:
После разборки поршень и поршневые кольца очищают от нагара и промывают, прочищают отверстия для отвода масла. После очистки и мойки детали необходимо тщательно осмотреть, а при необходимости обмерить универсальным или специальным измерительным инструментом.
Гильза цилиндров изготовлена из специального чугуна. Рабочая поверхность гильзы подвергнута поверхностной закалке на глубину 1-2 мм до твердости HRC 42-50.
Гильзу цилиндра заменяют, если:
Поршень заменяют в следующих случаях:
Для замера торцевых зазоров поршень в сборе с новыми кольцами вставляют в калиброванную втулку с внутренним диаметром 130,00-130,01 мм. Замер следует производить одновременно с двух диаметрально противоположных сторон поршня.
Поршневые кольца при ремонте двигателя заменяют в следующих случаях:
Поршневой палец заменяют при наличии грубых рисок, задиров, наволакивании металла и прижогах, если наружный диаметр менее 49,98 мм, а овальность и конусность превышают 0,015 мм.
При сборке цилиндро-поршневой группы двигателя следует знать, что гильзы цилиндров по наименьшему внутреннему диаметру цилиндра, а поршни по наибольшему наружному диаметру юбки делятся на шесть размерных групп (см. табл.34), обозначаемых индексами А, Б, В, Г, Е, Ж на верхнем торце гильзы и на днище поршня.
Группа | А | Б | В | Г | Е | Ж |
---|---|---|---|---|---|---|
Гильза | 130,00-130,01 | 130,01-130,02 | 130,02-130,03 | 130,03-130,04 | 130,04-130,05 | 130,05-130,06 |
Поршень | 129.80-129.81 | 129,81-129,82 | 129,82-129,83 | 129,83-129,84 | 129,84-129,85 | 129,85-129,86 |
Поршни подбираются к гильзам цилиндров по одноименным размерным группам. Установка поршней и гильз разных размерных групп может вызвать задиры на поверхности гильз или заклинивание поршня.
Поршни и шатуны подобранного комплекта должны быть тщательно протерты и обдуты сжатым воздухом. Втулку шатуна и поршневой палец перед сборкой поршня с шатуном нужно смазать тонким слоем моторного масла. Поршневой палец устанавливают в поршень после нагрева поршня в течение 10 мин в масляной ванне при температуре масла 80-100° С, при этом палец должен входить в отверстие бобышки поршня от усилия большого пальца руки. Запрессовка пальца в поршень не допускается.
При сборке поршня с шатуном поршень должен быть установлен так, чтобы смещение камеры сгорания было направлено в сторону длинного болта шатунной крышки.
На каждый поршень подбирают три компрессионных и два маслосъёмных кольца. Наружная цилиндрическая поверхность верхнего компрессионного кольца должна быть хромирована, а второе кольцо должно иметь луженые канавки. Компрессионные кольца устанавливают на поршень скошенной поверхностью в направлении днища поршня.
Тепловой зазор в замках поршневых колец, вставленных в гильзу цилиндра, должен составлять 0,45-0,65 мм. Просвет между стенкой гильзы и наружной поверхностью колец не допускается. При тепловом зазоре менее 0,45 мм можно пропилить концы стыка, обеспечив при этом их параллельность в сжатом состоянии. Тепловой зазор в замках поршневых колец проверяют щупом при нахождении кольца на расстоянии не менее 25 мм от верхней кромки гильзы.
Кольца на поршень устанавливают при помощи специальных щипцов (рис.101), обеспечив расположение замков смежных колец относительно друг друга под углом 180°