Responsive image

Стояночный тормоз МАЗ

На автомобилях семейства МАЗ-5335 установлен ручной стояночный тормоз (рис.64) барабанного типа с двойным самоусилением, смонтированный на заднем мосту автомобиля. Такое расположение тормоза обеспечивает возможность использования его в аварийных случаях даже при поломках карданного вала.

Ручной тормоз

Уход за ручным тормозом и его приводом заключается в периодическом осмотре тросов привода и их шарнирных соединений, а также в очистке от грязи и проверке креплений.

Трос и шарнирные соединения тормоза и его привода смазывают в соответствии с картой смазки.

Перед каждым выездом следует обязательно убедиться в надежной работе и эффективности ручного тормоза. При правильно отрегулированном ручном тормозе и его приводе заторможенный тягач с полной нагрузкой должен удерживаться на уклоне 16%, максимально допустимый ход рукоятки привода при этом 160 мм.

Увеличенный ход рукоятки возможен при большом зазоре между накладками и барабаном или при большом свободном ходе в механизме привода.

Привод ручного тормоза МАЗ

Регулировка зазора между колодками и барабаном ручного тормоза осуществляется в отторможенном состоянии в такой последовательности (рис.65):

  • поднять домкратом задние колеса с одной стороны;
  • через лючок в суппорте тормоза с помощью отвертки, цепляя за зуб гайки-звездочки 11 снизу вверх, следует завернуть ее так, чтобы барабан не проворачивался от усилия руки;
  • отвернуть гайку-звездочку в обратном направлении настолько, чтобы барабан свободно вращался.

Свободное вращение барабана нужно проверять после нажатия рукой на рычаг 8 и возврата его в исходное положение.

После указанной регулировки ход рукоятки привода должен быть в пределах 110-160 мм. Если он превышает 160 мм, то необходимо отрегулировать привод тормоза.

Регулировка привода тормоза производится в отторможенном состоянии и при отсутствии давления воздуха в тормозной системе в следующем порядке:

  • проверить отсутствие провисания свободного участка троса 2. Провисание троса устранить изменением его длины при помощи вилки 3. При этом должно обеспечиваться отклонение рычага 16 от вертикального положения на 100 мм.
  • при необходимости изменить длину тяги 13 при помощи вилки 15;
  • отсоединить вилку 7 от приводного рычага 8 тормоза и снять оттяжную пружину 14;
  • поворачивая приводной рычаг довести рычаг 15 (рис.64) колодок до упора в штангу 12 (не разжимая колодок);
  • натянув трос 2, завернуть или отвернуть вилку 7 (рис.65) до совпадения одного из отверстий в вилке с отверстием в рычаге 8;
  • присоединить вилку к рычагу;
  • установить оттяжную пружину на приводной рычаг тормоза.

Если при правильно отрегулированном тормозе и приводе заторможенный автомобиль не удерживается на указанном выше уклоне, надо снять тормозной барабан и проверить состояние фрикционных накладок, а если накладки замаслены, то промыть их керосином и очистить жесткой щеткой, а также прочистить дренажный канал в картере подшипников ведущей шестерни.

ручной тормоз МАЗ